Главная » Файлы » О кошках |
[ · Скачать удаленно () ] | 08.04.2014, 18:49 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор Оксана Мельник Эссе
Когда не исправляют имена, Перестают уместными быть речи; Когда перестают уместными быть речи, Не совершаются дела…
Конфуций
Рядом с юго-восточной окраиной египетского города Эз-Заказик находятся остатки древнего храма, посвященного богине Бастет. Вокруг храма была возведена стена из сырцового кирпича, на одном из которых сохранилась надпись о том, что строительство храма было посвящено "великой матери Бастет".
Видимо, первоначально она изображалась в образе львицы, но со временем ее черты лица стали мягче и доброжелательнее, пока Баст, наконец, не стала положительной ипостасью Сехмет. Именно с этого времени Баст стала изображаться в виде женской фигуры с головой кошки или в образе сидящей кошки.
Воительница Сехмет являлась олицетворением тёмной, первобытной силы, считалась матерью солнечного божества Нефертума. Изображалась в виде женщины с головой львицы, её оружие - жаркие ветры пустыни. . Как и многие другие древние богини, первоначально Сехмет была олицетворением Всевидящего Ока, а со временем приобрела значение Ока бога Ра. Поэтому и Бастет, и Исида в египетской мифологии считаются богинями плодородия, магии.
Очень часто одна и та же богиня выступает в двойной ипостаси: добрая - злая, ласковая - гневная и т.д. Это наглядно прослеживается на богинях Бастет и Сехмет. Более позднее наложение добавляет к пантеону богов и мужские ипостаси: Исида - Осирис, ее сестра Нефтида и Сет(х), Бастет - Бес и т.д. При этом в некоторых мифах такая дуальность отражается не парой женщина - мужчина, а героем, способным к самовоспроизводству - гермафродитом. И знаменательно еще и то, что практически все египетские боги приходятся друг другу родственниками. Родственные связи и дуальное происхождение богов прослеживается не только в мифологии Египта, но и в мифах других народов. Да и представители семейства кошачьих, равно как и змей, драконов, лягушек, присутствуют в той или иной мере во многих сказаниях и легендах. Например, возьмем несколько женских образов, которые покровительствовали плодородию или являлись прародительницами человечества.
Любопытны для сравнения мифы о бегстве первой жены прародителя человечества, возникшие в, казалось бы, несвязанных друг с другом местностях.
Первый из них взят из “Ригведы” - индийский:
“Тваштар выдал за Вивасвата свою дочь Саранью. Саранью не хотела идти замуж за человека, но ей пришлось подчиниться воле отца. Она родила Вивасвату близнецов, брата и сестру; их звали Яма и Ями. Но после того гордая Саранью не могла более вынести жизни в доме неравного ей супруга. Она создала женщину, которая была совершенно подобна ей обликом, и оставила ее вместо себя в доме Вивасвата, препоручив ей своих детей, а сама вернулась в дом отца. Тваштар не принял непокорную дочь. "Ступай обратно, в дом мужа", - повелел он ей; но она скрылась, обернувшись кобылицей с огнедышащей пастью, и в облике этом удалилась в северные страны.
Но она прокляла меня во злобе, и я отныне не считаю ее матерью. Прости меня, отец, за мое прегрешение и огради от ее проклятья!" Вивасват отвечал Яме: "Гнев одолел тебя, и ты, мой праведный сын, преступил закон справедливости, закон дхармы . Нет силы, которая могла бы отвратить проклятие матери. Но я сделаю так, чтобы оно не было для тебя слишком тяжким". Потом он обратился к матери Ману и спросил ее: "Почему ты не можешь быть беспристрастна к детям моим, которые все равны между собою? Нет сомнения, ты не Саранью, ты - ее отражение, и имя твое - Санджня, Отражение. Ибо не может мать проклясть собственного сына за проступок, совершенный по детскому недомыслию". Санджня ничего не ответила на это Вивасвату, и он узрел правду. В страхе перед его гневом, она призналась ему во всем. Тогда Вивасват отправился в дом своего тестя, который принял его с почетом. И, узнав, что его истинная жена бежала, приняв облик кобылицы, Вивасват сам обернулся конем и пустился ее искать. Он настиг ее в отдаленной стране, и между ними произошло примирение. В конском облике они вновь стали супругами, и у них родились еще двое близнецов, двое братьев по имени Насатья и Дасра, которых именуют Ашвинами, что значит "Рожденные от коня".
Источник http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st008.shtml
В индуизме есть еще одна похожая история о богах Муругани и Валли, а также целая масса сходных историй о Шиве и Парвати и т.д., где у главного героя похищается, а потом находится жена, при этом с помощью магии герои сказаний меняют свои облики и характеры то ли самостоятельно, то ли заколдовываются другими.
Другая история заимствована из Книги Зогар, Свитков Мертвого моря и Алфавита Бен-Сиры - еврейская:
На шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему: мужчину и женщину. Причем и Адам, и Лилит упоминаются как единый человек, а не два разных. То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра (или копчика-хвоста) Адама уже после завершения всего творения. После того, как Адам и Лилит были сотворены, они начали ссориться в отношении сексуальной позы. "Первая феминистка в мире", Лилит воспротивилась позиции под Адамом во время занятий любовью: - Я не лягу внизу, - сказала она. - Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. - Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей. - Мы оба равны, потому что оба созданы из праха. Я не стану покоряться тебе. - Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется. Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.
Продолжение и полный текст эссе читайте здесь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2434 | Загрузок: 778 | |
Всего комментариев: 0 | |