18:41 Татарстан, Казань и кошки |
Татарстан, Казань и кошки Очень давно, когда еще царь Иван Грозный не завоевал Казанское ханство, существовало на территории нынешнего Татарстана Булгарское царство. Оно было образовано племенами болгар. Да, тех самых, которые ныне проживают на берегах Черного моря. В результате тесных торговых и политических связей с мусульманским арабским миром, удобного расположения, Булгария к X веку становится одним из сильных и высокоразвитых государств Среднего Поволжья. Булгары вели торговые отношения не только с восточными и южными государствами, у них даже были договора с Киевской Русью, а в бытность выбора религии князем Владимиром перед крещением Руси даже засылались в Киев послы с предложением принять мусульманство. Как и у любого народа, были у волжских болгар свои божества и символы. Одним из наиболее почитаемых и сильных символов-тотемов был крылатый барс. Образ диких кошачьих нашел свое олицетворение не только в верованиях у древних волжских болгар, но и в украшениях, и в бытовой утвари. Равно как солнце являлось божеством у многих народов мира и изображалось на гербах, денежных знаках, так и дикие кошки становились геральдическими символами. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и её народа. Барс изображён на фоне красного диска солнца. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. Гуляя по Казани, обращаешь внимание на невольно возникающую ассоциативность этого города с другим городом на реке - Санкт-Петербургом. Только больше света, больше солнца. И дикие кошки являются атрибутом обоих городов. То ли Петр I хотел внести какую то символичность, взяв за образец этот город на Волге, то ли в этом был некий политический замысел. Но факт остается фактом. Более того, именно казанские домашние кошки стали одними из первых кошек Петербурга. В средневековой Руси были очень популярны лубочные картинки на сюжеты «Как мыши кота хоронили» и «Кот Казанский». По одной из версий, лубок «Кот казанский» был ничем иным, как пародией на облик царя Петра I (усы и выпученные глаза действительно его чем-то напоминают). Такие лубки с котом-царем появились в конце VIII века, очень уж тяжело народ нововведения принимал. «Как мыши кота хоронили» — это серия смешных картинок, где каждой мышке-участнице похорон посвящен шуточный текст. Кстати, такие картинки хранятся даже в Русском музее в Санкт Петербурге. Также надо отметить, что кот то на похоронах – живой! Почти всегда в зубах он держит мышь, как бы наказывая глупых хвостатых. Согласно одной из марийских легенд, именно кот спас последнего из казанских ханов. Случилось это во времена, когда Иван Грозный со своими войсками осаждал Казань. Цари из марийского рода, Йоланда и Акпарс, решили выслужиться перед русским царем, сделать подкоп под Кремль, и принести хана с семьей в качестве трофея русским. Намечено сие действо было на ночь, чтобы никто ничего не заподозрил. Однако умный кот, ханский любимец, почуял неприятеля и разбудил своего хозяина. Хан проснулся, собрал детей и жену в охапку (и кота, конечно же!), и спасся бегством по потайному лазу к Волге, уплыл в Персию. Вот так и кот-спаситель! Во время визита императрицы Елизаветы Петровны в Казань она обратила внимание, что в городе нет мышей. 13 октября 1745 года по приказу ее Величества 30 казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург для того, чтобы изловить всех мышей, в изобилии расплодившихся в царских покоях Зимнего дворца. Коты сделали своё дело, изрядно потрепав мышиные ряды царского дворца. В память этому событию в XVII—XIX веках собирательный образ кота казанского, получившего имя Алабрыс, был частым персонажем лубков, а в XXI веке стал объектом памятников. Один из них был воздвигнут на улице Баумана в Казани, а второй (также 2009 году) — на берегу озера Раифского Богородицкого Монастыря в окрестностях Казани. Автор: Оксана Мельник Источники: |
|
Всего комментариев: 0 | |